В статье рассматривается теплофизический метод исследования и контроля состояния дорожных покрытий, а также способы повышения энергетической эффективности дорожной сети. Были рассмотрены следующие направления: аппарат термодинамических функций, развиваемый в работах Горячева М. Г. и Завьялова М. А. (с коллегами); термофлуктуационная модель, предлагаемая Кирюхиным Г. Н.; «городской остров тепла» (urban heat island effect) и методы создания «холодного» асфальта; процесс «сопровождения» чашей прогиба движущегося транспортного средства; вопрос о рациональном числе прохождения катком по обустраиваемому покрытию при его уплотнении; способы аккумуляции и использования энергии, циркулирующей вблизи дороги (солнечная, ветровая, кинетическая и тепловая энергия транспорта и др.)